Русское ювелирное искусство

Русское ювелирное искусство — это уникальный и сложный стиль ювелирного мастерства, который использовался для украшения и декорирования жителей России с древних времен. На русский стиль ювелирного искусства оказали сильное влияние как традиционное русское народное искусство, так и эпоха барокко, которая была популярна в Европе в XVII веке. Каждая эпоха в истории России оставила свой след в ювелирном искусстве, отличающемся техникой, материалами, мотивами и цветами.

В начале XIX века русское ювелирное искусство начало выходить из своих традиционных корней, поскольку ювелиры смешивали иностранное влияние со своими традиционными образцами. Это привело к появлению более современного вида с более сложными деталями, чем когда-либо прежде. В это время золото по-прежнему оставалось основным металлом, из которого изготавливались ювелирные изделия, но были популярны и другие драгоценные металлы, такие как серебро. Ювелиры часто использовали полудрагоценные камни, такие как аметисты, рубины и сапфиры, в сочетании с эмалью для создания привлекательного внешнего вида, который был моден в то время.

Серьги, Россия 17 век, жемчуг, серебро, янтарь.
Серьги, Россия 17 век, жемчуг, серебро, янтарь.

Ювелирные изделия в стиле русского барокко отличались крупномасштабным дизайном с обилием геометрических форм, смелых цветов и витиеватых деталей. Золото часто использовалось в качестве основного металла в сочетании с полудрагоценными камнями для создания красивых изделий с богатой текстурой, например, филигранной или перегородчатой резьбой, которая и сегодня популярна в некоторых современных изделиях.

Брошь-подвеска с бантом и каплей из хризолитовой ленты XVIII века
Брошь-подвеска с бантом и каплей из хризолитовой ленты XVIII века

Русское народное искусство также сыграло важную роль в формировании ювелирного дизайна в этот период, особенно в XV веке, когда мастера сосредоточились на создании небольших тонких изделий, таких как броши или кулоны, используя простые инструменты, такие как молотки, зубила и напильники, а не дорогие инструменты, которые были распространены в Европе в это время, такие как прокатные станы или прессы, которые были намного дороже для точного изготовления изделий из драгоценных металлов и камней. Традиционные мотивы, такие как цветы или птицы, часто вырезались на этих изделиях, придавая им неповторимый шарм, который и сегодня можно увидеть в некоторых современных русских ювелирных изделиях.

Этот предмет из коллекции Натальи де Шабельски (1841-1905), русской дворянки, которая стремилась сохранить исчезающие, по ее мнению, традиции народного искусства своей страны.
Этот предмет из коллекции Натальи де Шабельски (1841-1905), русской дворянки, которая стремилась сохранить исчезающие, по ее мнению, традиции народного искусства своей страны.

В 1920-х годах в ювелирном деле стали чаще использовать бриллианты, поскольку они стали более доступными, и ювелиры начали экспериментировать с их сочетанием в сложных геометрических узорах вместе с другими драгоценными камнями, создавая более смелые изделия, чем те, что были до этого. В 1950-е годы было еще больше экспериментов с материалами, используемыми для изготовления ювелирных изделий — пластик становился все более доступным, а также новые сплавы, которые позволяли ювелирам создавать более масштабные произведения, состоящие из множества компонентов, соединенных в одно целое. В этот период также возросла популярность такой традиционной техники, как эмалирование, что привело к созданию ярких цветных изделий, часто изображающих сцены из сказок или животных, которые стали знаковыми символами русской культуры.

В целом, долгая история создания изысканных ювелирных изделий в России означает, что в современных коллекциях смешивается множество старинных стилей — от смелых работ в стиле барокко до тонкой резьбы, напоминающей о традиционных народных сказках. Ищете ли вы что-то классическое, современное или что-то совершенно уникальное — вы обязательно найдете что-то особенное в богатой истории ювелирного искусства России.


Читайте также:


Андрей Гордецкий

Главный редактор, аналитик и политолог. Образование: Московский Государственный Университет им. Ломоносова Факультет журналистики.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.